Современная логопедическая практика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Основные типы инновационных технологий в логопедической практике:
I. арт-терапевтические,
II. здоровьесберегающие,
III. технологии сенсорного воспитания,
IV. информационные.
I. Виды арт-терапии:
1.музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) применяется в логопедии для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков
2. изотерапия – метод психо-коррекционной работы с детьми – логопатами
3. сказкотерапия - это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребёнка через проживание сказки.
II. Здоровьесберегающие технологии:
1. кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика) комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность.
2. массаж и самомассаж (массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж, массаж орехами, каштанами, массаж шестигранными карандашами, массаж чётками, травяными мешочками, камнями, зондами, приборами су-джок терапии).
3. дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой.
4. мнемотехника - это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
III. Технологии сенсорного воспитания:
песочная терапия - способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы.
IV. Информационные:
1. ДЕЛЬФА – 142 – логопедический тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико – грамматической стороны речи
2. Комьютерные логопедические программы (Игры для Тигры, Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе, Развитие речи: Учимся говорить правильно, Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет) позволяют проводить занятия с детьми, планировать работу, осуществлять диагностику.
3. Презентации PowerPoint - позволяют дополнить объяснение нового материала, провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для закрепления полученных навыков.