Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
1. Диагностическое.
- обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы (двухэтапная логопедическая диагностика: экспресс-диагностика+углубленное логопедическое обследование)
Для диагностики и мониторинга рекомендуется использовать «Тестовую методику диагностики устной речи» Т.А. Фотековой, нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, О.Б. Иншаковой.
Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.
2. Коррекционно - развивающее.
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
- отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.
3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
- консультирование педагогических работников и родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов; школьных методических объединениях, заседаниях проблемных групп учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;
- работа по теме самообразования;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-разивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики развития детей-логопатов);
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Учителю-логопеду в школьном логопункте важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
3. существенное повышение мотивации и интереса к учению;
4. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.